Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

малиновский бронислав каспер

Энциклопедический словарь

Малино́вский Бронислав Каспер (Malinowski) (1884-1942), английский этнограф и социолог, основатель функциональной школы в этнографии.

* * *

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер - МАЛИНО́ВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7 апреля 1884, Краков - 16 мая 1942, Нью-Хэйвен, США), британский антрополог (см. АНТРОПОЛОГИЯ) и культуролог (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ), один из основателей современной антропологии (см. АНТРОПОЛОГИЯ) и так называемой школы функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ (в философии)).

Закончил Ягеллонский университет в Кракове в 1908, затем изучал психологию (см. ПСИХОЛОГИЯ) в Лейпциге до 1910, когда переехал в Лондон, где проводил изучение и анализ описаний жизни аборигенов (см. АБОРИГЕНЫ) Австралии. В 1914 начал собственные полевые исследования на Новой Гвинее. В 1916 в Лондонском университете защитил монографию на степень доктора естественных наук. С 1915 по 1918 проводит углубленные исследования культуры и общества папуасских племен (см. ПЛЕМЯ) островов Тробриан. Вначале вынужденный задержаться по политическим обстоятельствам, Малиновский затем использовал свое пребывание среди жителей для детального знакомства с их повседневной жизнью. В 1918-1924-х гг. живет преимущественно во Франции, с 1924 преподаватель, с 1927 - профессор в Лондонском университете. В 1930-е годы проводит исследования африканских племен и культуры Кении, в 1938 переезжает в США, преподает в Йельском университете (см. ЙЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), изучает экономику и торговлю мексиканских крестьян.

Исходным пунктом в становлении взглядов Малиновского была оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также атомистическому изучению отдельных культурных черт вне целого. Испытав значительное влияние французской социологической школы, основной целью всего своего творчества он считал понимание механизма человеческой культуры, связей между психологическими процессами человека и социальной институцией, а также с биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления. Разработанный Малиновским функциональный подход (см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) служит цели представить жизнь целостной системы культуры в виде функционирования механизма, исходя из рассмотрения функций, которые играют все отдельные части. Поскольку любая человеческая деятельность имеет целевой характер, она ориентирована в определенном направлении или выполняет определенную функцию, все, что составляет часть живой культуры - от продуктов производства до верований и обычаев - служит исполнению какой-либо задачи, и понять целое культуры значит понять функционирование каждой части в общей системе (принцип «универсальной функциональности»). Основной упор в рамках этого подхода делается не на определение отношений между различными культурами, а на открытие взаимосвязей и взаимозависимостей между институциями одной культуры.

Модель культуры Малиновский представил в виде схемы из четырех взаимосвязанных составляющих.

1) Внешние факторы, не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности (см. ПОТРЕБНОСТИ) человеческого организма, географическая среда (см. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА), человеческое окружение и раса; история и всевозможные контакты (см. КОНТАКТ) с внешним миром; исторический момент времени и пространства существования данной культуры.

2) Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека, как они предстают в данной культуре. Определение их является вступительной частью функционального анализа.

3) Функциональные аспекты культуры: хозяйство, воспитание (см. ВОСПИТАНИЕ), политический уклад, право (см. ПРАВО (система норм)), магия (см. МАГИЯ) и религия (см. РЕЛИГИЯ), наука (см. НАУКА (сфера деятельности)), искусство (см. ИСКУССТВО (художественное творчество)), досуг (см. ДОСУГ) и рекреация (см. РЕКРЕАЦИЯ). Каждый функциональный аспект имеет трехслойную структуру: описательный, функциональный и идеологический слой, соответствующие иерархии (см. ИЕРАРХИЯ) экономической базы, социальных аспектов, культурных аспектов (религия, искусство и т.д.). Аспекты культуры отражают основные формы человеческой деятельности (см. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), формы адаптации (см. АДАПТАЦИЯ (социальная)) человека к условиям окружающей среды (см. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА).

Аспекты объединяются в большие системы организованной деятельности людей, называемые институциями (группы людей, реализующих совместную деятельность, а также сами организованные системы человеческой деятельности). Важно, что верования и ценности, присущие данной группе и придающие ей определенный культурный смысл, отличны от объективной функции институции, от роли, которую она играет в целостной системе культуры.

4) Основные факторы (см. ФЕДЕРАЛИЗМ) культуры: материальный субстрат, социальная организация и язык (см. ЯЗЫК (естественный)). Факторы являются основными формами культуры, ибо играют особо важную роль в каждой культуре, проникая во все ее аспекты.

Движущей силой функционирования культуры Малиновский считает необходимость удовлетворения биологических потребностей (см. ПОТРЕБНОСТИ), которые у человека не могут быть удовлетворены чисто физиологическим способом, но лишь через аппарат культуры. Для объяснения того, как происходит переход от биологических потребностей к культурному поведению, Малиновский вводит понятие инструментальных жизненных последовательностей, в которых различает два типа побуждений: 1) инструментальное осуществление - определенная культурой ситуация; 2) акт потребления. По мере удовлетворения основных потребностей рождаются производные: потребность организации (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), порядка и согласия. Процесс их удовлетворения обусловлен наличием языковой и культурной символики в человеческом обществе. Третий тип потребностей - интегративные, наиболее далекие от биологической природы человека, носящие исключительно человеческий характер и имеющие интеллектуальную, духовную и творческую природу: наука, религия, магия, этика (см. ЭТИКА) и мораль (см. МОРАЛЬ), искусство.

Малиновский не ставил задачу исчерпывающе описать всю целостность какой-либо культуры, а сосредотачивался на отдельных институциях или проблематике. Его работы содержат в себе разработки многочисленных теорий: теорию первобытного права, экономическую теорию обмена, теорию языка, теорию магии и религии, семьи и родства и др. Придавая большое значение сбору эмпирического материала в полевых условиях, Малиновский внес большой вклад в развитие методологических принципов полевого исследования.

Энциклопедия Кольера

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (Malinowski, Bronislaw)

(1884-1942), английский антрополог польского происхождения, один из пионеров "функционализма". Родился 7 апреля 1884 в Кракове. Получил степень доктора физико-математических наук в Краковском университете (1908), но затем заинтересовался антропологией и переехал в Англию, где работал в Лондонской школе экономики с 1910 по 1939. В 1927 занял пост профессора социальной антропологии. В 1933 читал лекции в Корнеллском университете, а в 1939-1942 был приглашенным профессором Йельского университета. Полевые исследования Малиновский проводил в основном в Меланезии, сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915-1918). Крохотные общины этих островов получили мировую известность, став темами его монографий: Аргонавты западной части Тихого океана (Argonauts of the Western Pacific, 1922); Сексуальная жизнь дикарей северо-западной Меланезии (The Sexual Life of Savages in Northwest Melanesia, 1929); Коралловые сады и их магия (Coral Gardens and their Magic, 1935). В 1934 Малиновский посетил своих учеников, работавших в Южной Африке, Северной Родезии, Кении и Танганьике, в 1940-1941 провел восьмимесячные полевые исследования торговых систем среди сапотеков - индейцев штата Оахака (Мексика). Вместе с Рэдклиффом-Брауном Малиновский протестовал против попыток исторических реконструкций и "диффузионных" объяснений культурных различий; вместо этого он стремился анализировать функции каждого культурного элемента в контексте всей жизнедеятельности общества. Значительным вкладом в антропологию являются его исследования примитивных экономик, магии, мифов и языка. Малиновский применил некоторые идеи Фрейда к изучению матрилинейных обществ в своей работе Отец в первобытной психологии (The Father in Primitive Psychology, 1927). Среди других публикаций ученого - Миф в первобытной психологии (Myth in Primitive Psychology, 1926), Научная теория культуры (A Scientific Theory of Culture, 1944), Динамика культурных изменений (The Dynamics of Culture Change, 1945). Умер Малиновский в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 16 мая 1942.

Словарь народов и культуры

Малиновский Бронислав Каспер

(Malinowski, Bronislaw Kaspar) (1884-1942), англ, антрополог польского происх., первым в антропологии ввел практику полевых исследований. М. - известный критик более ранних концепций социальной эволюции, основоположник этнографии и функционализма. Его теоретич. взгляды могут показаться устаревшими, но этнографические работы до сих пор захватывают воображение все новых и новых читателей. С 1914 по 1918 г. с небольшими перерывами М. находился на о-вах Меланезии в юж. части Тихого ок., изучая жизнь местных племен (тробрианцы). В итоге появилась кн. Аргонавты западной части Тихого океана (1922), в к-рой было дано описание кула - системы взаимного обмена на о-вах. Эта кн., как и послед, работы М., дает подробнейшее описание всех аспектов жизни народов этого региона. Мандат (mandate), полномочия на к.-л. деят-ть за др. лицо; в частности, этот термин использовался при определении системы управления колониями, утраченными Германией и Турцией в кон. 1-й мировой войны. Подмандатными терр. считались имперские владения Турции на Бл. Востоке и герм, колонии в Центр, и Юго-Зап. Африке. Они не являлись, строго говоря, ни колониями, ни полностью независимыми странами, а были переданы Лигой Наций в управление странам-победительницам, в осн. Англии и Франции, до тех пор, пока не будут готовы к полной независимости. На практике мандатная система была сопряжена с трудностями и вызывала недовольство. Большинство подмандатных терр., исключая Палестину и Намибию, получили независимость в рез-те 2-й мировой войны.

Полезные сервисы